РСА: страховщики начнут вводить единый расчет стоимости ремонта в ОСАГО с декабря До введения в силу поправок в закон об ОСАГО экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, существенно различались
МОСКВА, 16 октября. /ТАСС/. Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт (поврежденного в ДТП автомобиля — прим. ред.) в ОСАГО вступает в силу с 17 октября. Однако полноценно применять методику на практике страховщики и их эксперты смогут не раньше декабря, когда получат в своих базах доступ к новым ценовым справочникам, сообщил журналистам президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.
«Сегодня на президиуме союза страховщики ОСАГО договорились, что единообразный подход к расчету стоимости убытка с использованием новых ценовых справочников будет применяться с 1 декабря», — сказал он.
Использование подготовленных РСА ценовых справочников при расчете стоимости ремонта требует положение ЦБ о единой методике определения расходов на восстановительный ремонт.
Как сообщил глава РСА, президиум союза только сегодня утвердил последние, необходимые для полной работы методики документы — справочники, устанавливающие среднюю стоимость запчастей, нормо-часов ремонтных работ, лакокрасочных материалов.
«Теперь РСА должен зарегистрировать справочники в Роспатенте, на что потребуется 20-30 дней. После этого союз передаст документы поставщикам программного обеспечения для обновления информации в их базах данных», — сказал он. При этом Бунин назвал «очень сжатыми сроками» ориентир начала работы с применением справочников с 1 декабря.
Новый закон об ОСАГО
Закон об ОСАГО с 2003 года действовал в отсутствие единой методики оценки ущерба, утвержденной на уровне нормативного документа. Это приводило к тому, что экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, существенно различались и недовольные размером выплаты автовладельцы обращались в суд.
Согласно принятым этим летом поправкам в закон об ОСАГО, страховщиков и экспертов-техников при проведении независимой экспертизы автомобилей обязаны применять единую методику и использовать данные из ценовых справочников, подготовленных РСА. При этом показатели в справочниках будут определяться с учетом данных регионов по укрупненному методу, и обновляться один раз в полгода. Они будут доступны в интернете, в частности, на сайте РСА, чтобы любой автомобилист мог проверить стоимость запчастей и норму часов.
Как отметил председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев, введение единой методики приведет к повышению средней выплаты по ОСАГО. Кроме того, в конечном итоге, должен произойти «передел рынка экспертных услуг в страховании». «Страховщикам не будет никакого смысла держать свои партнерские экспертные организации, потому что всем нужно считать по единым правилам, на коленке уже не получится. Кроме того, страховые компании по инерции осознают, что скрывать калькуляцию себе дороже и нет повода», — считает он.
Тем не менее, панацеей от всех споров единая методика и ценовые справочники не станут. «Ценовые справочники содержат 80 млн позиций, но только по наиболее распространенным маркам и моделям автомобилей не старше 2002 года», — напомнил Дорофеев. А для «достаточно большого модельного ряда автомобилей» расчет стоимости восстановительного ремонта по-прежнему будет производиться по среднерыночной стоимости методом статистического наблюдения экспертом, добавил он.