Как избежать наказания за неправильную парковку

В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах парковка не первый год является головной болью каждого автомобилиста. В центре и в спальных районах стояночных мест катастрофически не хватает, а ставить машину где-то надо. Бывает, что водитель тратит 20 минут на поездку – и столько же на поиск места, где можно припарковаться. Те, кому надоедает это увлекательное занятие, бросают машину где попало и как попало, но помимо создания неудобств для едущих и идущих мимо, им приходится расплачиваться за свое легкомысленное поведение штрафами, размеры которых за последние годы выросли в разы. А такое удовольствие как принудительная отправка автомобиля на штрафную стоянку, может отравить жизнь даже самому отъявленному оптимисту.
Если вам периодически выписывают штрафные квитанции, то объяснять это одним невезением было бы неправильно. Нужно понять одну простую вещь – поборы и штрафстоянки – это бизнес, которым местные власти, сотрудники ГИБДД и служб эвакуации занимаются для пополнения бюджета и поддержки собственного существования. Однако любой бизнес подчиняется определенным правилам, и в нашем случае эти правила не засекречены – они изложены в ПДД, Кодексе об административных правонарушениях и еще нескольких нормативных документах. Поскольку «предупрежден – значит вооружен», знать требования законодательства, касающиеся парковки транспортных средств, должен каждый водитель. Это позволит не только избегать лишних неприятностей, но и успешно находить места, в которых по закону припарковаться можно, только не все автомобилисты об этом знают.
Несколько слов о терминах
Если мы попросим рядового автовладельца объяснить, чем остановка отличается от стоянки и где граница между ними, то далеко не каждый сможет грамотно ответить на эти вопросы. А ведь знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» встречаются на каждом шагу, и их требования существенно различаются. Расшифровка терминов остановка и стоянка приводится в пункте 1.2 Правил. Прочитав эти определения, многие приходят к выводу, что прекращение движения на срок до 5 минут является остановкой, а на больший срок – стоянкой. На самом деле это не всегда так.
Допустим, грузовик привез на овощную базу 10 тонн картошки. Даже если ее выгрузка займет три часа, всё это время грузовик будет находиться в состоянии остановки, при условии, что процесс разгрузки происходит непрерывно. Точно так же под определение остановки, независимо от длительности, попадает посадка и высадка пассажиров. А вот прекращение движения для того, чтобы купить газету, протереть стекла, дозаправиться топливом из канистры и т.д., будет считаться остановкой, если эти действия займут не более 5 минут. В свою очередь, стоянка – это такое прекращение движения, после которого с транспортным средством ничего не происходит – например, хозяин запер его, ушел и неизвестно, когда вернется. В этом случае по истечении пяти минут ваш автомобиль будет считаться поставленным на стоянку.
Понятия «остановка» и «стоянка» подразумевают преднамеренное, то есть заранее обдуманное прекращение движения в том месте и на тот срок, который выбирает сам водитель. В дальнейшем мы будем пользоваться словомпарковка, которое объединяет в себе оба этих понятия. Кроме того, под парковкой Правила понимают и само место, где осуществляется остановка и стоянка. В отличие от парковки, вынужденная остановка является непреднамеренной, и от желаний водителя не зависит – она всегда вызвана какой-либо уважительной причиной. Запретить вынужденную остановку невозможно, так же как невозможно указать водителю подходящее место для нее – автомобиль все равно будет стоять там, где придется, потому что не может двигаться дальше. Поэтому правила парковки не распространяются на вынужденную остановку. Однако в этой ситуации на водителя возлагаются определенные обязанности – он должен включить аварийную сигнализацию и, если получится, откатить или отбуксировать автомобиль в более безопасное место – например, к тротуару или на обочину, после чего выставить знак аварийной остановки. Этого требует пункт 12.6 Правил. Но бывает и так, что прекращение движения не является ни преднамеренной остановкой, ни вынужденной остановкой, ни стоянкой. Если вы остановились на красный сигнал светофора, или перед «зеброй» для пропуска пешеходов, или застряли в пробке, то такие действия не попадают ни под одно определение, а значит, правила парковки вообще не имеют отношения к подобным ситуациям.
Дорожные знаки, запрещающие остановку и стоянку
Чтобы грамотно парковаться и не платить штрафы, необходимо четко знать, в каких местах ПДД запрещают остановку и стоянку. А поскольку никто не отменял принцип «что не запрещено – то разрешено», хорошее знание Правил всегда поможет вам найти для парковки подходящее местечко, которое побоялись занять другие водители. Поэтому знать требования ПДД всегда выгоднее, чем не знать их и парковаться наобум.
Пожалуй, вы легко согласитесь с тем, что припаркованное транспортное средство не должно:
- создавать угрозу безопасности движения;
- серьезно препятствовать движению других транспортных средств и пешеходов;
- вынуждать других водителей нарушать Правила.
Там, где это может произойти, заботливые сотрудники ГИБДД, как правило, устанавливают дорожные знаки «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена»:
Изучение этих знаков в автошколе испортило жизнь многим поколениям водителей, но, несмотря на это, некоторые так и не научились пользоваться ими. На самом деле всё не так уж и страшно, если разложить информацию по полочкам.
Во-первых, нужно помнить о том, что невозможно поставить автомобиль на стоянку, не остановившись для этого. Следовательно, если дорожный знак запрещает остановку, то стоянка тоже запрещается. А вот в тех случаях, когда знак запрещает стоянку, вы можете остановиться, но не должны надолго покидать свой автомобиль.
Зная этот маленький секрет, вы легко научитесь не путать друг с другом знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Если знак перечеркнут одной красной чертой, то это значит, что он запрещает только стоянку. Если же знак перечеркнут двумя чертами крест-накрест, то он запрещает и остановку, и стоянку.
Таким образом, и по смыслу, и по внешнему виду знак «Остановка запрещена» более строгий. Именно из-под него припаркованные автомобили чаще всего увозят на эвакуаторе. Не подчиняться требованиям этого знака имеют право только маршрутные транспортные средства. Ни для инвалидов, ни для тех, кому «ну очень надо на минуточку» исключений не делается. А вот что касается знака, запрещающего стоянку, его требования не распространяются на транспортные средства, перевозящие инвалидов 1-й или 2-й группы или детей-инвалидов, а также на такси с включенными счетчиками и на почтовые автомобили. Обратите внимание на такой момент – даже если вы проживаете или работаете там, где запрещены остановка или стоянка, Правила не разрешают вам парковаться в этих местах.
Итак, приближаясь к месту, где вы хотите поставить свой автомобиль, нужно прежде всего заранее проследить, не установлены ли на данном участке дороги знаки, запрещающие остановку или стоянку. Если от последнего перекрестка до места вашей остановки таких знаков не было, значит, скорее всего, припарковаться вы можете. Однако важен еще один момент. Вы должны четко понимать не только, где начинают действовать знаки, запрещающие парковку, но и где заканчивается зона их действия. Ведь, возможно, ранее введенный запрет давно уже снят, а вы всё колесите по окрестностям, предполагая, что он остается в силе. Поэтому зоны действия запрещающих знаков также необходимо хорошо знать.
Во-первых, знаки, о которых мы говорим, запрещают остановку или стоянку только на той стороне дороги, на которой они сами установлены. Скажем, если вы видите знак «Остановка запрещена» на правом тротуаре и не видите его на противоположной стороне улицы, то это означает, что можно парковаться на левой стороне, и наоборот.
Во-вторых, у каждого из рассматриваемых нами знаков есть пять возможных зон действия:
1) от знака до ближайшего перекрестка (в населенных пунктах чаще всего так и бывает). Если сразу за перекрестком знак установлен повторно – значит, зона запрета продолжается. Если нет – смело можете парковаться;
2) от знака до конца населенного пункта, если знак был установлен в населенном пункте, и по пути не оказалось ни одного перекрестка;
3) до знака «Конец зоны всех ограничений»:
Такая зона действия более характерна для загородных дорог или мест проведения дорожных работ;
4) если знаки применяются совместно с разметкой желтого цвета, нанесенной на бордюр или край проезжей части, то зона действия определяется протяженностью этой линии разметки. Сплошная желтая линия говорит о том, что запрещена остановка, а прерывистая – о том, что запрещена стоянка. Иногда такая разметка может тянуться на много километров – это значит, что запрет все еще действует, даже если вам кажется, что он уже давно отменен.

5) знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» могут быть дополнены табличками, показывающими начало, продолжение и завершение зоны их действия. Знак с табличкой в виде стрелки, направленной вверх, устанавливается в начале участка дороги, на котором вводится запрет. Повторно установленные знаки с двухсторонними стрелками напоминают, что зона запрета продолжается. Наконец, знак с табличкой в виде стрелки, направленной вниз, говорит о том, что в этом месте запрет снимается – а раз так, то сразу за знаком можно припарковаться. Некоторые водители безуспешно пытаются найти в этом месте подземный паркинг – не берите с них пример.

Для полноты картины нужно упомянуть и еще один знак - «Зона с ограничением стоянки». По сравнению с круглым знаком «Стоянка запрещена» он имеет две особенности. Во-первых, действие этого знака не прерывается на перекрестках – территория, на которой запрещена стоянка, может охватывать несколько кварталов или целую часть города. Пока вы не покинете ее, миновав знак «Конец зоны с ограничением стоянки», встать на стоянку будет нельзя. А поскольку введенные требования должны одинаково соблюдаться внутри всей зоны, такой знак будет действовать на обеих сторонах дороги, а не только на той стороне, где он установлен.
Места, где запрещается остановка и стоянка
Если бы запрет на парковку определялся только знаками и разметкой, было бы очень хорошо - знай себе высматривай знаки на дороге и спокойно ставь машину там, где их нет. Однако в один прекрасный день гаишники решили, что эдак знаков на всех не напасешься, и вписали в ПДД длинный перечень мест, где остановка или стоянка запрещаются по умолчанию – даже при отсутствии знаков и разметки. Поставив машину в перечисленных ниже местах, вы также рискуете нарваться на штраф или против своего желания воспользоваться услугами эвакуатора.
Итак, согласно пункту 12.4 Правил, остановка (а вместе с ней – и стоянка) запрещается:
1) на трамвайных путях и железнодорожных переездах – в непосредственной близости от несущегося мимо поезда или трамвая;
2) на мостах (эстакадах, путепроводах), имеющих одну или две полосы для движения в данном направлении. В тех случаях, когда попутных полос на мосту больше двух, ни остановка, ни стоянка не запрещается, поскольку объехать припаркованный автомобиль – не проблема;
3) под мостами и эстакадами (за исключением специально организованных и обозначенных подэстакадных парковок), а также в тоннелях – независимо от ширины дороги и числа полос;
4) там, где расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (разделительной полосой или противоположным краем проезжей части) составляет менее трех метров. Чтобы объехать стоящий автомобиль в таком месте, водителям пришлось бы пересекать сплошную линию или двигаться по разделительной полосе, что Правилами не допускается;
5) на обозначенных пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними (это расстояние всегда отсчитывается со стороны приближающихся к переходу транспортных средств);
6) на пересечениях проезжих частей и ближе 5 метров в любую сторону от них;
7) в зоне остановок маршрутных транспортных средств и стоянок легковых такси, которая включает в себя посадочную площадку, обозначенную желтой ломаной линией разметки, и расстояние, которое необходимо общественному транспорту для подъезда и отъезда от остановки - по 15 метров до и после посадочной площадки. При отсутствии разметки зоной запрета будет считаться расстояние 15 метров перед знаками , обозначающими остановку или стоянку такси, и 15 метров после этих знаков;
8) на полосе, выделенной для движения маршрутных транспортных средств (согласно пункту 18.2 Правил) и на полосе для велосипедистов;
9) в местах с ограниченной видимостью, где дорога в любом направлении просматривается менее чем на 100 метров, если остановка производится на проезжей части;
10) в местах, где припаркованный автомобиль загородит другим водителям сигналы светофора или дорожные знаки;
11) там, где стоящий автомобиль затруднит или сделает невозможным въезд, выезд или движение других транспортных средств, либо создаст помехи для движения пешеходов.
Кроме указанных выше мест, остановка и стоянка не допускаются на автомагистралях и дорогах для автомобилей (ПДД, пункт 16.1). На таких дорогах можно припарковаться только на специально обустроенных площадках за пределами проезжей части. На обочинах, в том числе заасфальтированных, допускается только вынужденная остановка.
Помимо пункта 12.4, запрещающего как остановку, так и стоянку, в Правилах существует пункт 12.5, который запрещает только стоянку, а остановку допускает. К счастью, он не такой длинный – к уже известным нам ситуациям добавляется всего два случая. Согласно этому пункту стоянка запрещается:
1) на загородных дорогах с интенсивным движением, обозначенных знаком «Главная дорога» - в тех случаях, когда из-за отсутствия обочины или ее недостаточной ширины встать на стоянку вам пришлось бы на проезжей части;
2) ближе 50 метров в любую сторону от железнодорожного переезда. Чтобы припаркованное транспортное средство не загородило участникам движения приближающийся к переезду поезд, стоянка в этих местах запрещена как на правой, так и на левой стороне дороги. Таким образом, в зоне переезда запрещены и остановка, и стоянка, а вблизи переезда запрещается только стоянка.
Что можно и чего нельзя
Запоминая перечисленные выше места, нужно обратить внимание на несколько важных моментов: Во-первых, остановка запрещается за 5 метров до пешеходного перехода, но не запрещается сразу после него. Это требование продиктовано тем, что за транспортным средством, припаркованным перед «зеброй», другие водители могут не увидеть людей, идущих через дорогу, а пешеходы могут не заметить приближающийся автомобиль.
Во-вторых, как уже было сказано, остановка и стоянка запрещены на пересечениях проезжих частей и вблизи них. Однако нужно помнить, что, перекресток и пересечение проезжих частей – это не одно и то же. В некоторых случаях парковка на перекрестках допускается.
В-третьих, запрещая остановку и стоянку на пересечениях проезжих частей, Правила делают одно исключение. Парковка не запрещается на Т-образном перекрестке напротив дороги, не имеющей продолжения, если та сторона, где остановилось транспортное средство, изолирована от перекрестка сплошной линией разметки или разделительной полосой. В этом случае другие водители будут объезжать припаркованный автомобиль точно так же, как они бы делали это на любом другом участке дороги вне перекрестка, поскольку сплошная линия или разделительная полоса позволяет им двигаться через перекресток только в прямом направлении. Однако остановиться в таком месте можно при условии, что расстояние между вашим автомобилем и сплошной линией (разделительной полосой) составляет не менее трех метров.

Если же сплошная линия на пересечении проезжих частей отсутствует или замещается прерывистой линией, возникает совсем иная ситуация. Транспортное средство, припаркованное точно так же, будет мешать всем, кто захочет повернуть налево или развернуться – ведь при выполнении любых маневров его придется дополнительно объезжать. Это затруднит проезд перекрестка, а на узкой дороге может и вовсе заблокировать движение в прямом направлении.

В-четвертых, в зоне остановок общественного транспорта и стоянок такси Правила, несмотря на запрет, допускают кратковременную остановку любого транспортного средства, но только для посадки или высадки пассажиров и с условием, что это не создаст помех маршрутным транспортным средствам и автомобилям такси. В-пятых, необходимо помнить, что самым уязвимым видом общественного транспорта является трамвай. Один нерадивый водитель, припарковавший автомобиль вплотную к рельсам, способен парализовать трамвайное движение сразу на нескольких маршрутах, идущих в разные концы города. То же самое происходит и с троллейбусами, если длина штанг не позволяет им объехать автомобиль, брошенный под проводами контактной сети.
В-шестых, на участках дороги с ограниченной видимостью остановка и стоянка запрещены только на проезжей части, поскольку в этом случае другим водителям пришлось бы выполнять объезд, а это связано с дополнительным риском, особенно на узкой дороге, где требуется выезжать на полосу встречного движения. Однако если ваш автомобиль целиком уместился на обочине, то объезжать его никому не придется, и такая остановка даже при ограниченной видимости не считается нарушением ПДД.
Часто можно видеть, как водители «приватизируют» для парковки направляющие островки , которые образуются в местах, где одна дорога сливается с другой. Правила не разрешают так поступать, потому что в тех случаях, когда одна из дорог является второстепенной, стоящие на островке транспортные средства загораживают водителям видимость главной дороги. Это создает условия для совершения ДТП.
Жители некоторых городов уже знакомы с понятием «зона платной парковки». Например, в Москве она охватывает центральную часть города внутри Садового кольца. Вряд ли вам удастся не заметить, что вы въехали в такую зону – дорожные знаки, напоминающие о необходимости заплатить, а также паркоматы, принимающие оплату, будут попадаться буквально на каждом шагу. Некоторые водители, зная о том, что в таких местах, как правило, ведется фотофиксация «зайцев», пытаются загораживать чем-либо свои номерные знаки – ведь если номер на фотографии не распознаётся, то «письмо счастья» со штрафной квитанцией не будет отправлено владельцу автомобиля-нарушителя. Однако, пытаясь уйти от ответственности за неоплаченную парковку, такие автовладельцы подвергают себя еще большему риску – ведь за умышленное сокрытие букв или цифр номерного знака они могут быть оштрафованы на более крупную сумму, а в особо злостных случаях – лишены водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев (КоАП, статья 12.2.2).
И, наконец, последнее, чего не стоит делать – это оставлять свой автомобиль на газоне или детской площадке. Вы не найдете в КоАП РФ статьи, предусматривающей ответственность за такие действия, однако наказание существует – оно прописано в местных законах субъектов Российской Федерации. К примеру, статья 4.18.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях устанавливает наказание за повреждение зеленых насаждений (в том числе газонов), допущенное автомототранспортными средствами, в виде штрафа в размере 4000 – 4500 рублей. Оформлением дел о таких нарушениях занимаются не инспекторы ГИБДД, а участковые уполномоченные или сотрудники экологической полиции, а рассматривают их в административных комиссиях, созданных при местных органах власти.
Наказание за неправильную парковку
Горячо любимый всеми автомобилистами Кодекс РФ об административных правонарушениях рассматривает неправильную парковку в статье 12.19, которая состоит из восьми частей. Наказание по этой статье – предупреждение или штраф в диапазоне от 500 до 3000 рублей, а за парковку в местах, отведенных для стоянки транспортных средств инвалидов, – штраф от 3000 до 5000 рублей. Если вы живете в Москве или Санкт-Петербурге, то в большинстве случаев нарушение правил парковки повлечет штраф в размере 3000 рублей. В остальных городах эта сумма будет несколько ниже. Не забывайте, что ваше нарушение может быть выявлено не только патрульным автоинспектором, но и фото- или видеокамерой, работающей в автоматическом режиме. Так что если, припарковавшись в неположенном месте, вы не попались гаишнику, это еще не значит, что опасность миновала – штраф могут прислать и по почте.
Кроме того, неподчинение дорожным знакам, запрещающим остановку и стоянку, карается статьями 12.16.4 и 12.16.5 Кодекса, а остановка и стоянка на полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств –статьями 12.17.1-1 и 12.17.1-2. Эти статьи предусматривают штрафы от 1500 до 3000 рублей. Отдельное наказание предусмотрено за нарушение правил парковки на железнодорожных переездах (статья 12.10.1, штраф 1000 рублейили лишение прав на 3 – 6 месяцев) и автомагистралях (статья 12.11.1, штраф 1000 рублей).
Дополнительное удовольствие нарушителю может принести задержание неправильно припаркованного транспортного средства с принудительной эвакуацией его на штрафную стоянку. Эти меры применяются в том случае, когда автомобиль брошен на проезжей части в неположенном месте и создает помехи для движения других транспортных средств. Действительно ли вы мешаете дорожному движению – это вопрос философский. Обычно сотрудникам службы эвакуации достаточно того, что вы нарушили Правила. А поскольку в их интересах выполнить план, приложив минимум усилий, ранним воскресным утром, когда улицы практически пусты, эвакуаторы курсируют особенно активно.
О том, что ваш автомобиль отправлен на штрафную стоянку, вам должны сообщить сотрудники ДПС либо на том месте, где вы виделись со своим железным другом в последний раз, либо в дежурной части соответствующего отделения ГИБДД. Кроме того, можно навести справки, позвонив в диспетчерскую службы эвакуации. Надо заметить, что для автовладельца отправка автомобиля на штрафстоянку – это еще не конец света, хотя и нечто, напоминающее о нем. После выяснения обстановки придется посетить специализированное учреждение, где с вас возьмут штраф, проверят паспорт, права и свидетельство о регистрации автомобиля и выдадут письменное разрешение на его получение. Дополнительно придется оплатить услуги по эвакуации и хранению – расценки на них устанавливают региональные власти. В результате всех мытарств вы в конечном счете вернете себе средство передвижения, но впоследствии десять раз подумаете, стоит ли в следующий раз бросать его где попало.
В утешение можно привести несколько фактов и соображений. Во-первых, выйдя из магазина или офиса, и не обнаружив своего автомобиля на прежнем месте, вы можете предположить одно из двух – либо его угнали, либо эвакуировали. Второе, безусловно, лучше, и это должно служить для вас радостным известием, а не наоборот. Во-вторых, запрещается эвакуация транспортного средства с находящимися внутри людьми, а также в том случае, если до погрузки на эвакуатор водитель успел нарисоваться возле своего автомобиля. В этом случае ему грозит только штраф, а эвакуация отменяется. В-третьих, перед эвакуацией должен быть составлен акт с описанием всех повреждений, имеющихся на транспортном средстве, и если в процессе погрузки, транспортировки или выгрузки на нем появляются новые дефекты, не отраженные в акте, то владелец может претендовать на компенсацию за причиненный вред. В-четвертых, автомобиль может быть задержан только до того момента, когда причина, вызвавшая его задержание, будет устранена. Как правило, причиной задержания и последующей эвакуации является отсутствие водителя, поэтому после его появления и оформления документов автомобиль должен быть незамедлительно возвращен владельцу или его доверенному лицу.
Способы парковки
Чтобы избежать наказания за нарушение правил остановки и стоянки, важно не только правильно выбрать, гдеприпарковаться, но и знать, как это следует делать. Поэтому сейчас мы будем рассматривать различные способы постановки автомобиля на стоянку, предусмотренные и не предусмотренные Правилами дорожного движения.
В первом абзаце пункта 12.1 Правила предлагают нам «классический» способ парковки, который могут использовать водители любых транспортных средств в любом месте, где остановка и стоянка не запрещены знаками, разметкой или пунктами ПДД. Этот способ подразумевает, что транспортное средство должно стоять на правой стороне вдоль дороги, прижавшись вплотную к тротуару или съехав на обочину. При этом согласно пункту 12.2, парковка мотоциклов без коляски, двухколесных велосипедов или мопедов допускается в два ряда, а остальных транспортных средств – только в один ряд. Пожалуй, нет нужды говорить о том, что «аварийка», включенная при остановке во втором ряду, не спасет водителя автомобиля от наказания за неправильную парковку, а заодно – от недружелюбных взглядов тех, кто пытается проехать мимо этого места.

Иногда сбоку от дороги можно обнаружить так называемый «парковочный карман» – расширение на проезжей части, предназначенное для стоянки транспортных средств около торгового центра, кинотеатра, учреждения и т.п.

Если в «кармане» (или на любой другой площадке для стоянки) при помощи линий разметки нанесены границы парковочных мест, то парковаться нужно так, как это предписано разметкой. Если же перед «карманом» установлен знак «Парковка» с табличкой «Способ постановки транспортного средства на стоянку» 8.6.1 , 8.6.4 или 8.6.5, то водители должны парковаться так, как показано на этой табличке.
Обратите внимание на то, что знак «Парковка» с табличкой 8.6.1 подразумевает общепринятый способ постановки на стоянку – следовательно, такая парковка предназначена для любых транспортных средств. А вот действие табличек 8.6.4 и 8.6.5 распространяется только на легковые автомобили и мотоциклы. В то же время никто не имеет права встать на стоянку иначе, чем указано на табличке, поэтому любым грузовикам, автобусам, тракторам и т.д. стоянка в таком месте вообще запрещена. Иными словами, «карман», обозначенный знаком «Парковка» с табличками 8.6.4 и 8.6.5, годится только для стоянки мотоциклов и легковых автомобилей.
А вот в тех случаях, когда имеется «карман», но нет никаких знаков и линий разметки, указывающих способ стоянки, водители любых транспортных средств могут парковаться как вдоль, так и поперек проезжей части, а также наискосок, если это обеспечит их более компактное расположение. Однако в любом случае размещаться нужно так, чтобы не создавать помех другим водителям, которые движутся по дороге или выезжают с места парковки.
Тот же пункт 12.2 регламентирует еще один нестандартный способ – стоянку с частичным или полным заездом на тротуар. Для того чтобы вы могли им воспользоваться, должны быть одновременно выполнены два условия:
1) тротуар, на котором вы собираетесь встать на стоянку, должен быть обозначен знаком «Парковка» с одной из шести табличек:: 8.6.2 , 8.6.3 , 8.6.6 , 8.6.7 , 8.6.8 или 8.6.9 . Если тротуар не обозначен подобным образом, то стоянка на нем никому не разрешена – водитель не вправе самостоятельно решать, годится ли тот или иной тротуар для парковки, или не годится;
2) даже если выполняется первое условие, ваше транспортное средство должно быть легковым автомобилем, мотоциклом, мопедом или велосипедом. Остальным транспортным средствам, включая любые грузовики, независимо от их разрешенной максимальной массы, стоянка на тротуаре всегда запрещена. Это неудивительно, поскольку даже небольшой грузовик, например, «Газель», может перегородить собой весь тротуар, не оставив на нем места для пешеходов. Обходить такую «Газель» пришлось бы по проезжей части с риском попасть под колеса едущих мимо автомобилей.
Вернемся к пункту 12.1 Правил. Остановка и стоянка на левой стороне дороги разрешается только в населенных пунктах и только в двух четко оговоренных случаях:
1) на узкой улице без трамвайных путей и без сплошной линии разметки. Эта улица должна иметь для движения в каждую сторону только по одной полосе;

2) на дорогах с односторонним движением – независимо от ширины проезжей части и количества полос на ней.

Откуда взялись эти требования? Для парковки на левой стороне дороги водителю приходится пересекать путь встречных транспортных средств. На дорогах с односторонним движением (которые довольно часто встречаются в населенных пунктах и почти никогда – за городом), проблем со встречным движением не возникает, поэтому ширина дороги и число полос не имеет значения. Правда, необходимо помнить, что на таких дорогах грузовикам, имеющим разрешенную максимальную массу более 3,5 тонны, припарковаться слева можно только для разгрузки или погрузки.
На дорогах с двухсторонним движением безопасность подъезда к левому тротуару будет зависеть от интенсивности встречного транспортного потока и от его скорости. Если встречные транспортные средства движутся в один ряд со сравнительно небольшой скоростью, характерной для населенных пунктов, всегда можно дождаться благоприятного момента и выполнить такой маневр без угрозы лобового столкновения. Однако риск совершить столкновение заметно возрастает на многополосной дороге либо там, где помимо автомобилей, вам навстречу может двигаться трамвай.
Останавливаться и вставать на стоянку у левого края дороги удобно, если правая сторона полностью занята припаркованными автомобилями, или если на ней установлены знаки, запрещающие остановку или стоянку. Как вы помните, действие этих знаков распространяется только на ту сторону дороги, на которой они расположены.
Итак, давайте подытожим.
Если вы управляете мотоциклом или легковым автомобилем, то можете парковаться «классическим» способом, а также в «кармане», на левой стороне дороги и на тротуаре (при определенных условиях). Если в вашем распоряжении грузовой автомобиль или автобус, то встать на стоянку у края проезжей части или в «кармане» можно только при отсутствии знаков «Парковка» с табличками «Способ постановки транспортного средства на стоянку» (кроме таблички 8.6.1), а на тротуаре - нельзя ни при каких обстоятельствах. Если позволяют условия, можно припарковаться на левой стороне дороги, однако на грузовике с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны – только для погрузки или разгрузки.
Прежде чем остановиться, убедитесь в отсутствии знаков, запрещающих остановку или стоянку. Покидая свой автомобиль, подумайте о том, как другие водители будут его объезжать, и хорошо ли он заметен издалека. Паркуясь вблизи трамвайных путей или под проводами контактной сети троллейбуса, желательно подождать, пока хотя бы один трамвай или троллейбус благополучно проедет мимо. Не стоит ставить свой автомобиль вплотную к соседнему, если вы не хотите обнаружить на своем бампере свежие царапины, и уж тем более не нужно «запирать» другие транспортные средства на стоянке. Даже отлучившись «на секундочку», вы не должны вынуждать других водителей дожидаться вашего возвращения. На крайний случай оставьте на видном месте за лобовым стеклом номер своего мобильного телефона и будьте на связи.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПДД, п. 12.4. Остановка запрещается:
- на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
- на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
- ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
- на полосе для велосипедистов.
ПДД, п. 12.5. Стоянка запрещается:
- в местах, где запрещена остановка;
- вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
- ближе 50 м от железнодорожных переездов.
КоАП, статья 12.2, часть 1
Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Статья 12.2, часть 2
Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, -
влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.
КоАП, статья 12.10, часть 1
…Остановка или стоянка на железнодорожном переезде -
влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.
КоАП, статья 12.11, часть 1
Остановка транспортного средства на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки -
влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.
КоАП, статья 12.16, часть 4
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
Статья 12.16, часть 5
Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.
КоАП, статья 12.17, часть 1.1
Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
Статья 12.17, часть 1.2
Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.
КоАП, статья 12.19, часть 1
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 - 6 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Статья 12.19, часть 2
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, -
влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.
Статья 12.19, часть 3
Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.
Статья 12.19, часть 3.1
Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.
Статья 12.19, часть 3.2
Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
Статья 12.19, часть 4
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Статья 12.19, часть 5
Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа в размере 2500 рублей.
Статья 12.19, часть 6
Нарушения, предусмотренные частями 3 - 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влекут наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.