— Давайте сначала определимся, кто такой нормальный руководитель?
На мой взгляд, это тот, кто как минимум ориентируется на рынке, умеет ставить и достигать цели вместе со своим коллективом или командой, по делу похвалит и по делу пожурит.
Я не буду говорить сейчас о ненормальных руководителях. Например, тех, кто может сказать и сделать так: «Бесит меня эта высоченная дылда! Надо её уволить!» (реальная фраза про девушку — сотрудницу высокого роста, которая при этом имеет отличные результаты в работе). Это отдельная тема для разговора. Сейчас нам такие руководители и их мнение неинтересно.
Итак, что же раздражает в сотрудниках нормальных руководителей?
- Когда на постановку задачи сотрудник реагирует из серии: «Это сложно/проблематично». Это не то, что хочет услышать нормальный руководитель. Есть проблемы? Предложи решение. Сложно? Как упростить? Но главное не в этом. Раздражает то, что такими фразами сотрудник (может, сам того не желая) показывает, что хотел бы «отмазаться» от решения этой задачи, не делать этого, переложить на кого-то другого. А руководитель хотел прямо противоположной реакции — интереса, энтузиазма и готовности как минимум пробовать.
- Когда сотрудник говорит: «Я попробую». Что значит попробую? Если речь идёт про принципиально новую задачу, задачу-вызов, тогда действительно стоит попробовать, это нормально. Раздражать не будет. А если речь идёт про то, что человек должен знать, уметь, что входит в зону его должностных обязанностей. Что значит попробую в таком случае? Неуверенность? Неготовность брать на себя ответственность? Сомнения? Признание в своём неумении или незнании? Можно ли на такого сотрудника опереться? Положиться?
- Если сотрудник делится: «Эта задача мне нравится». Казалось бы, что такого раздражительного? Разве сотрудник не имеет права на своё мнение? Высказать его? Конечно, имеет! Конечно, может им делиться. Однако есть оборотная сторона. Если есть что нравится, то есть и то, что не нравится. И вот тут возникает вопрос: а как, с каким отношением сотрудник будет делать то, что ему не нравится? Ведь делать-то надо. И нормальный руководитель хотел бы, чтобы качественно сотрудник делал не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится.
- На вопрос шефа отвечает: «Этого нет». Разве этот ответ шеф хочет услышать? Это ведь только первая часть. Шеф хотел бы услышать и продолжение: «Но я это сделаю в такие-то сроки». Первая часть ответа без второй не вызывает энтузиазма. Она вызывает внутренний вопрос: «И что дальше-то? Делать-то чего?». И если сотрудник молчит, это означает, что делать он ничего не хочет. А ведь он общается с нормальным шефом.
Давайте посмотрим на это всё с точки зрения семейно-бытовых отношений.
Жена подходит к мужу и просит: «Повесь полочку в ванной». А муж ей отвечает: «Это так сложно…». А полочка-то ведь нужна. Что будет чувствовать жена и как она будет реагировать на мужа, если он ей так будет отвечать постоянно?
Или супруг ей говорит: «Я попробую». Гм. Супруге хотелось бы, чтоб были не пробы, а результат, то есть муж сделал!
Или муж говорит: «Да, вот полочку в ванной вешать мне нравится!». Всё бы неплохо. Но вдруг ему не нравится вешать полочки на кухне? Как тогда быть?
И последний пример ответа благоверного: «Гвоздей нет». Нет? Так сходи и купи! Однако не тут-то было.
Что происходит дальше? Жена из чудо-женщины со временем превращается в сварливую бабу. Кстати, наоборот тоже работает. А нормальный руководитель становится каким? Додумайте сами.
Вам повезло с шефом? Он нормальный? И вы хотите, чтоб он и дальше оставался таким? Как минимум с вами? Тогда приучайтесь:
- Предлагать решение сложных задач. Будьте готовы их решать.
- Не пробуйте. Делайте на результат!
- Эффективно решайте не только то, что нравится, но и то что не нравится!
- Сообщайте не только что чего-то нет, не хватает, но и как, когда это получить, найти, купить и пр.
Четыре простых способа позволят улучшить ваши отношения не только с шефом, но и с близкими. Кстати, если вы начнёте применять их на проблемном шефе, то сможете обнаружить, что он не такой уж и проблемный. Так тоже бывает.